Милитаризация маленьких человечков или заметки о том, какими игрушками "вооружать" ваших детей.

Ни для кого не является секретом тот факт, что Япония является лидером в разработке и выпуске новинок компьютерных технологий, информационных систем и телекоммуникаций. Высокий уровень развития этих сфер характерен не только для Японии, но и для стран Тихоокеанского региона, таких как Южная Корея, Тайвань. В силу своих культурных, религиозных и психологических особенностей эти страны совершили так называемое "экономическое чудо". Не один финансист, маркетолог и биржевой деятель изучил основные характеристики экономического бума, не одна статья и не одна аналитическая сводка посвящена этому вопросу. Мне, как начинающему финансисту, тоже захотелось проанализировать это "чудо", но не с точки зрения финансиста (до меня это сделали более компетентные люди), а с позиции ребенка 6-13 лет. Известно, что именно в детстве у человека закладываются основные черты характера, манера поведения, определенное отношение к окружающим людям, и не только людям. Поэтому очень важно именно в этот период влиять на маленького, еще неразумного человечка таким образом, чтоб он вырос добрым, чувствующим, а не несущим зло и жестокость. Так вот, к вопросу о японских чудесах. Программисты, конструкторы и прочие умные дяди придумали в свое время игровые приставки. Сначала они были довольно простыми 8-битными, и чтоб представить их достаточно вспомнить Марио, такого себе человечка в самом расцвете сил и энергии, который посредством ребенка освобождал прекрасную принцессу от злого монстра. Потом те же дяди придумали 16 и 32 -битные приставки. Таким образом, появилась возможность драться, заниматься боксом и играть в хоккей и футбол, не отходя от телевизоров. И возможно, именно эти игры позволили детям думать о том, что гораздо интереснее посидеть с джойстиком в руках, победить нереального героя или получить определенное количество очков. Многие мальчишки оккупировали свои TV, променяв игры на возможность погонять с мальчишками в настоящий футбол, порезвиться на спортплощадке и скорее всего никто из этих "героев" не думал о возможности приютить бездомного котенка, налить ему в миску молока и дружески потягав его за усы, сказать "Привет, дружище, теперь я за тебя отвечаю!". В свое время Экзюпери в своем "Маленьком принце" сказал, что мы в ответе за тех, кого приручили. Но инженерная и компьютерная мысль не стоит на месте. Последние разработки игрушечных гениев просто поражают своим разнообразием: коты, собаки, жирафы, медведи и прочие представители животного мира имеют своих электронных братьев. Стоит обратить внимание на кошечку, сделанную из пластмассы и меняющую выражение глаз в зависимости от настроения хозяина. При этом она умеет мяукать и кувыркаться, что в свою очередь и повлияло на ее цену - 500 $. Главным преимуществом такой кошечки разработчики называют ее экологическую безотходность. Брезгливые видать попались дядьки, и в туалет, наверное, не ходят ввиду того, что экологию надо беречь! Или, к примеру, другая новинка - электронная собачка. Она хоть имеет более приятную для прикосновения поверхность в виде искусственного меха, от этого ее транзисторная суть не меняется. Зато гавкать она может намного громче обычных рыжих Шариков и Тузиков. Наверное, действует принцип: чем громче, тем натуральнее. В свое время повальное умопомешательство произошло из-за тамагочи. Хотя ведь все гениальное просто: сработали на детской тяге заботиться о ком-то, с одной стороны, а с другой - ничего для этого не делая, ведь нажимать на кнопки проще простого. Было даже изобретено кладбище тамагочи. Каждый мог за определенную плату похоронить там своего питомца. А ведь если идти по пути наименьшего сопротивления, зная что твоего электронного друга теперь нет, а по большому счету и не было, не существовало как такого, к чему это приведет в будущем? Не будут ли люди восприниматься как ходячие тамогочи, электронные собачки и жирафы, которые в принципе интересны ребенку лишь несколько дней? И это еще не весь перечень автоматизации представителей животного мира. Существует совершенно уникальная модель медузы с моторчиком, рак, работающий на солнечных батарейках. Рак как бы настоящий: при столкновении со стенкой аквариума он меняет направление движения. Но если рассматривать его движение во времени, то оно не менее хаотичное и бесцельное, чем броуновское. Вот у настоящего рака жизнь - с утра встал, подвигал клешнями, пожевал чего-нибудь, пошевелил усами, повыпячивал глазелки и будь здоров! Нет, не конкурент такой рак электрическому, потому, что у настоящего рака может быть лишь один конкурент, тоже настоящий, и тоже в панцире - краб! А что касается настоящей медузы с моторчиком, то подобная штука не вызовет таких эмоций, как настоящая. У меня до сих пор сохранились воспоминания детства о том, как впервые в жизни я увидела медузу. Сначала было удивление, интерес, любопытство, недоверие, боязнь, потом некое ощущение мерзостности; и в конечном итоге, когда она таяла на камнях - чувство здорового исследовательского интереса. В конце концов, мне стало ее просто жалко, и толи от того, что я человек впечатлительный, толи от того, что познание законов природы происходит очень ярко, но до сих пор та гамма чувств, пережитая в детстве, позволяет мне радоваться, волноваться и бояться настоящих медуз. И так происходит со всеми маленькими детьми. Разве смогут они понять, что значит заботиться о ком-то, если никогда не ухаживали за попутчиками, никогда не переживали за вывернутую лапку любимой собаки? Заменимо ли то чувство радости, которое они испытывают при виде маленьких кроликов? И разве может игровая приставка заменить маленькому человечку общение со сверстками, радость общения и дружбы, боль разочарований и обид? Поэтому речь идет не только об уменьшающейся физической активности детей, а как следствие - многих недомоганий и слабости, но и о психическом здоровье. Только при общении с живой природой, животными, людьми, а не выдуманным виртуальным миром, возможно полноценное развитие ребенка как личности. В заключение хочу сказать, что подобные "экономические чудеса" имеют место, у них есть право на существование. Они свидетельствуют о развитии научно-технического прогресса и с экономической точки зрения вполне себя оправдывают. Но с моральной точки зрения такие заменители животного мира не нужны. Зверушки-роботы не принесут радости общения и не заменят реальный мир. Наш мир намного сложнее, многообразнее и гармоничнее, чем тот, который основан на обычной строгой логике "умных" машин. Все в нашем мире подчиняется определенным законам, и, будучи когда-то созданы "по образу и подобию" должны осознавать, что мы не вершители судеб и не хозяева природы, мы лишь частички одного большого и сложного механизма.


Г л а в н а я  |  Т е о р и и  |  C л е д у ю щ а я


Украинская баннерная сеть